Ракетные катера на воздушной подушке «Бора» и «Самум» принадлежат к проекту 1239. Эти корабли выполнены в виде катамарана с большой палубой. Платформа имеет габариты 64 на 18 метров, она перекрывает узкие корпуса, позволяя полноценно разместить мощное ракетное вооружение и создать комфортные условия для всех членов экипажа, то есть полностью решить проблему стесненности. Корпус рквп выполнен из прочного алюминиевого сплава, который отличается легкостью, благодаря чему ракетный катер достигает больших скоростей. Корабли данного проекта используют специально выполненную гидродинамическую платформу в виде катамарана с «воздушной подушкой». На «Боре» и «Самуме» используется комбинированная энергетическая установка. Она представлена двумя видами дизелей и мощной газотурбинной установкой. Два дизеля мощностью более 3000 лошадиных сил используются для создания и последующего нагнетания «воздушной подушки». Два других более мощных дизеля по 10 тысяч лошадиных сил необходимы для движения в водоизмещающем режиме, а газотурбинная установка (две по 20 000 лошадиных сил) необходима для достижения максимальной скорости хода. Максимальная скорость ракетных катеров этого класса составляет 53 узла, порядка 98 километров в час, что в полтора раза быстрее, чем у малых ракетных катеров других проектов. Экипаж корабля составляет всего 68 человек, из них 9 человек – офицеры.
История постройки кораблей
В 1974 году центральному конструкторскому бюро «Алмаз» главное управление ВМФ выдало техническое задание на создание нового ракетного корабля с высокой скоростью. Эти ракетные корабли создавались с учетом передового опыта, использованного при постройке проектов 1232 и 12322 – десантные корабли на «воздушной подушке», которые смогли доказать свою состоятельность. Головной корабль сошел со стапеля в городе Зеленодольске (республика Татарстан) в 1987 году и получил название «Бора», что означает сильный холодный и порывистый ветер. Второй корабль под названием «Самум» (горячий сильный ветер, присущий пустынному климату) был спущен на воду в феврале 1993 года. Но из-за технических доводок и сложности в эксплуатации в состав Черноморского флота он был принят только в начале XXI века. Этот корабль и стал последним в серии. Третий корабль был распилен прямо на стапеле в начале 90-х годов.
История службы ракетных катеров
За годы своей службы в рядах Краснознаменного Черноморского флота оба корабля часто выходили на боевую службу для патрулирования внутреннего бассейна Черного моря. Ракетные катера предназначены для быстрых и внезапных атак по кораблям противника или наземным целям. Из-за легкого корпуса корабли этого класса редко покидают акваторию Черного моря. Стоит отметить, что эти корабли являются уникальными, но из-за своей большой стоимости в крупную серию они так и не были запущены.