Главная » Статьи » Подводная лодка «Запорожье»

Подводная лодка «Запорожье»

ДЭПЛ «Запорожье» (дизель-электрическая) - первая и единственная подводная лодка Украины относится к субмаринам проекта 641. Подводные лодки проекта 641, или Foxtrot по классификации НАТО, в советское время были признаны весьма удачными. Технический проект предусматривал разработку океанской лодки большого водоизмещения предназначенную для дальних походов и несения патрульной службы в океане, оснащенную новыми торпедными аппаратами. Первая подводная лодка класса Foxtrot вошла в состав советского флота в 1958 году, всего было построено 75 таких подлодок, 17 из них попали в ВМС Польши, Кубы, Индии и Ливии. Проект морально и технически устарел к моменту окончания строительства последней подлодки в 1983 году. С появлением атомных подводных лодок, не имеющих ограничений по дальности, субмарины проекта 641 перешли в разряд просто неплохих лодок ближней зоны действия. К 2010 году в Индии была списана последняя субмарина этого проекта.

Строительство подлодки и боевая служба в ВМФ СССР

Подводная лодка «Запорожье» была построена в Ленинграде на Новоадмиралтейском заводе. В мае 1970 года спущена на воду и в январе 1971 года под номером Б-435 вошла в состав, сначала, Балтийского, а затем Северного флота СССР.

За время службы в составе Военно-Морских Сил СССР экипаж лодки совершил 14 дальних походов, пройдя при этом более 13 тысяч морских миль. Боевую службу лодка несла в Атлантическом океане, Средиземном и Баренцевом морях, участвовала в учениях ВМФ СССР, получила приз главнокомандующего ВМФ СССР по торпедной стрельбе. Во время боевой службы посещала с дружественными визитами Кубу, Марокко, Сирию.

В августе 1990 года внутренними водными путями подлодка Б-435 была переведена на Черное море и зачислена в состав Черноморского флота.

Служба в ВМС Украины

Наступил 1997 год, Украина и Россия делили флот. Из трех предложенных субмарин украинское руководство выбрало Б-435, которая находилась в удовлетворительном техническом состоянии и требовала меньших затрат на ремонт. В июле 1997 года подводная лодка была передана Украине, получила имя U01 «Запорожье» и вошла в состав ВМС Украины.

1 августа 1997 года, в день, когда впервые праздновался День ВМС Украины, подводная лодка принимала участие в параде, командиру лодки был торжественно вручен Военно-морской флаг, освященный во Владимирском соборе Киева. После этого она была отправлена на ремонт в Балаклавскую бухту.

Доковый ремонт закончился и 22 февраля 2003 года в Балаклаве состоялся торжественный спуск лодки на воду. Планировалось в этом же году закончить ремонтные работы, провести ходовые испытания и перейти к боевой подготовке, но финансирование прекратилось.

Началась дискуссия о судьбе подлодки, субмарина находилась в неопределенном состоянии, победили сторонники ремонта. В апреле 2012 года, впервые с 1993 года, лодка вышла в море и прошла ходовые испытания.

Подлодка принимала участие в российско-украинских учениях «Фарватер мира» в 2011 и 2012 годах, в совместном праздновании Дня флота Украины и Дня ВМФ России в 2012 и 2013 годах.

В 2014 году произошло разделение личного состава, подавляющее большинство перешло служить в ВМФ Российской Федерации, часть моряков остались верны украинской присяге. Но в состав флота подлодка так и не вошла.

Сегодня субмарина прикована в Южной бухте. Поступало предложение переоборудовать ее в экспонат музея холодной войны. Но в 2019 году Министерство обороны РФ объявило тендер на утилизацию некоторых устаревших кораблей и субмарин, в их число попала и подводная лодка «Запорожье».