Российский флот давно нуждался в многофункциональных кораблях, способных эффективно действовать как во внутренних акваториях, так и на внешних рубежах.
22160 – принципиально новый проект модульной концепции. Часть вооружения, которая не меняется в течение всей службы, монтируется на стадии строительства. При этом резервируются специальные места, где можно дополнительно размещать самое разнообразное оборудование и вооружение в процессе эксплуатации корабля.
В зависимости от решаемых задач это могут быть – зенитно-ракетная система, противоминные комплексы, медицинские модули, водолазно-спасательные комплексы и многое другое.
Проект 22160 разработан в ПКБ «Северный» по заказу Высшего военно-морского командования. В итоге получился новейший патрульный корабль прибрежного действия, имеющий огромную дальность плавания и с высокой огневой мощью.
Основное назначение
- патрулирование и охрана территориальных вод;
- борьба с контрабандой;
- борьба с браконьерством, незаконным выловом рыбы в 200-мильной экономической зоне;
- пресечение пиратской деятельности;
- поиск, оказание помощи пострадавшим при морских катастрофах;
- экологический мониторинг окружающей среды;
- охрана, сопровождение судов во время морского перехода;
- охрана портов, военно-морских баз.
Корабли проекта 22160 имеют стандартное водоизмещение 1300 тонн (1800 полное). Размеры: 94 метра в длину и 14 в ширину. Доведенная до совершенства технология «Стелс» делает корабль малозаметным для радаров противника.
Верхняя палуба с палубными пространствами защищены множеством слоев радиопоглощающих покрытий из композиционных материалов с низкой отражающей способностью.
Носовая артиллерийская установка – башня угловатой формы с минимальной площадью отражающей поверхности. Борта корабля имеют высокие обратные завалы, надстройка - компактная угловатой формы.
В кормовой части имеется отсек, в котором можно разместить два сорокафутовых контейнера с дополнительным оборудованием. Здесь же размещен ангар для десантно-штурмовой моторной лодки. При открытой двери ангар заполняется водой и катер-броневик за 30 секунд может выйти из корабля, сразу вступить в бой и зайти обратно своим ходом. ДШЛ развивает скорость до 80 км/час, способна догнать большинство пиратских катеров и обеспечить штурм захваченного судна.
Позади надстройки - ангар для 12-тонного вертолета.
Патрульная скорость корабля – 16 узлов, максимальная – 30 узлов, дальность хода – 6000 миль, автономность – 60 дней. Мощность силовой установки – 12000 л.с. Экипаж корабля – 80 человек, к услугам моряков – обустроенные каюты, сауна, спортзал, библиотека.
Корветы оснащены тремя современными гидроакустическими и радиолокационными комплексами различного назначения.
Головной корабль проекта – «Василий Быков» и первый серийный корабль «Дмитрий Рогачев» были заложены на Зеленодольской верфи, уже вошли в состав Черноморского флота. Второй и третий корветы серии - «Павел Державин» и «Сергей Котов» - строятся на Керченском ССЗ «Залив». «Виктор Великий» и «Николай Сипягин» строятся на Зеленодольском ССЗ.