В Севастополе с момента его основания всегда ощущался недостаток пресной воды. Первая попытка обеспечить город водой была предпринята в 1784 году. В результате изысканий, проведенных по приказу князя К.А. Потемкина, воду нашли в восьми километрах от города, было решено вести воду оттуда. Прокладка водопровода началась, но из-за недостатка средств работы пришлось прекратить.
История строительства
Следующая попытка состоялась уже в 1837 году. Адмиралом М.П. Лазаревым был разработан план строительства нового адмиралтейства и сухих доков в Севастополе. В Корабельной бухте началось строительство докового комплекса. По свидетельству современников, высеченный в известняке и облицованный гранитом док, имел по тем временам, колоссальный объем - ширина 400 футов, длина 300, глубина 24 фута, в современных цифрах - 120х90х7 метров.
Вoдa в Севастопольской бухте оказалась заражена корабельным червем, поэтому доки на время ремонта кораблей решили заполнять пресной водой, так одновременно с доковым комплексом начали строить самотечный водовод - Лазаревский акведук длиной около 17 верст от реки Черной до самих доков. Строительство его закончилось в 1853 году, в этом году уникальному гидротехническому сооружению исполняется 166 лет.
Водовод проходил по сильно пересеченной местности - для него в горах были пробиты тоннели, а в балках и глубоких oвpaгax построены акведуки. Акведуки строили из больших гладко отесанных блоков инкерманского камня в древнеримском стиле.
Всего было построено пять многоарочных акведуков - Инкepмaнcкий, Чоргуньский, Киленбалочный, в Ушаковой и Аполлоновой балках. В 1855 году часть водовода была разрушена англо-французскими войсками, а через двадцать лет многие постройки были уничтожены при строительстве Лозово-Севастопольской железной дороги.
Современное состояние
Акведуки в Аполлоновой и Ушаковой балке, небольшой мост-акведук через реку Черная у села Хмельницкого сохранились до наших дней.
Аполоновский акведук сохранился неплохо, но сегодня он стал частью жилых домов балки. От 16 арок акведука в Ушаковой балке осталось полностью только 6 и 2 полуразрушенных.
Инкepмaнcкий акведук устоял после взрыва Инкерманских штолен 29 июня 1942 года, на немецких фотографиях, сделанных после взрыва, хорошо видны все его 10 арок, но после войны во время восстановления штолен его разобрали.
Еще во время строительства выяснилось, что самотеком вода поступает очень долго, для заполнения доков морской водой построили насосную станцию. Воду из Черной речки стали использовать для бытовых нужд.
Акведуки в Аполлоновой балке и Ушаковой балке можно увидеть с моря во время морской прогулки на катере.